Волконские — значение и происхождение фамилии

Значение и происхождение фамилии Волконские.

Значение и происхождение фамилии Волконские.

Волконские — князья, происходившие от князя Михаила Всеволодовича Черниговского, праправнуки которого — Константин, Иван и Федор — переселились в XIV веке на берега реки Волкони, приняв такую фамилию; от них происходили три основных ветви этого рода. Подругой версии, князья стали прозываться Волконскими от ряда селений в Рижском уезде — Вол-хоншине. Волконские служили воеводами, владели вотчинами и поместьями в различных уездах.

В XVI11 и XIX веках многие представители рода находились на военной и государственной службе. Известным человеком был генерал-аншеф князь Михаил Никитич (1713—1788). Он участвовал в русско-турецкой, Семилетней войнах, принимал активное участие в перевороте, возведшем на престол Екатерину II, был сенатором, послом в Польше, московским генерал-губернатором.

Генерал от инфантерии — князь Николай Сергеевич Волконский (1753-1821) участвовал в русско-турецкой войне, был военным губернатором Архангельска. Его внук, граф Лев Николаевич Толстой, изобразил генерала в романе «Война и мир» в образе старого князя Болконского.

Генерал от кавалерии — князь Григорий Семенович Волконский (1742—1824) участвовал в русско-турецких войнах, за храбрость был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени. Он с отличием служил под знаменами Румянцева, Суворова и Репнина; был потом пятнадцать лет военным губернатором в Оренбурге (1802—1817); «населением степей обезопасил тот край от набегов киргизских». С 1817 года стал членом Государственного совета и кавалером орденов Св. Андрея Первозванного (1806 г.), Св. Александра Невского (1786 г.) и Св. Анны (1777 г.). Служба его беспрерывно продолжалась шестьдесят шесть лет. Он был женат на дочери генерал-фельдмаршала князя Н. В. Репнина княжне Александре Николаевне, статс и кавалерственной даме. Их сыну, генералу от кавалерии Николаю Григорьевичу (1778—1845), в 1801 году было разрешено принять прославленную фамилию деда по матери, именоваться Репниным, чтобы не исчезла она «из памяти российского дворянства». Его брат, генерал-майор, князь Сергей Григорьевич Волконский (1788—1865), участвовал в войнах с Францией, Турцией, в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813—1814 годов. Он был активным деятелем Южного общества декабристов, в январе 1826 года арестован, приговорен к смертной казни, которую заменили на каторжные работы в Нерчинских рудниках. Его супруга Мария Николаевна Волконская поехала в Сибирь вслед за мужем. Мария Николаевна была дочерью прославленного героя Отечественной войны, человека несгибаемой воли и легендарной храбрости, генерала Николая Николаевича Раевского (1771 — 1829). Раевский знал о связях Волконского с тайным обществом и уговаривал его порвать эти связи. Но Сергей Григорьевич был благородным фанатиком идеи освобождения России от тиранов. Раевский очень переживал за любимую дочь, тем более что вышла она замуж по воле отца, за человека старше себя на 20 лет, которого мало знала и не успела полюбить... Теперь уже вопреки воле отца она решилась разделить с мужем сибирские тяготы. Николай Николаевич понял, что дочь генерала Раевского иначе поступить не могла: ее отъезд вполне согласуется с теми представлениями о чести и долге, которые он внушал своим детям. Мария Николаевна прожила в Сибири без малого 30 лет и никогда больше не увиделась ни с отцом, ни с маленьким сыном Николенькой, которого оставила у родителей. Многие, даже близко знакомые осуждали ее: мальчик вскоре умер (17 января 1828 года). Ребенка похоронили на кладбище Александро-Невской Лавры. Генерал Раевский заказал внуку надгробие и попросил А.С. Пушкина сделать поэтическую надпись. Маленький покосившийся саркофаг с четырьмя строчками поэта, напоминающими об одной из драматичнейших историй русской жизни, можно видеть и сегодня: Пушкин понимал, каких душевных мук стоила Марии Волконской разлука с сыном. Но не могла же она везти его на каторгу! Если бы осталась дома, может, удалось бы его сберечь. В эпитафии сказано: «Благословляет мать» — сын ее одобряет, и эту надпись читали все люди, посещавшие кладбище. Другая знаменитая женщина, носившая фамилию Волконская, — княгиня Зинаида Александровна. Она родилась в семье князей Белосельских, вышла замуж за егермейстера Никиту Григорьевича Волконского (1781 — 1844). Зинаида Александровна — известная красавица, женщина образованная, блестящего ума и тонкая ценительница всего изящного, покровительница наук и искусств, художников и ученых. Вместе с мужем и родившимся в 1811 году сыном Александром княгиня сопровождала Александра I во время его заграничных походов, побывала в Лондоне и Париже, где стала известна своим сценическим и музыкальным дарованием, исполняя на сцене частных театров оперы Россини, блистала на Венском конгрессе. В 1817 году Волконская вернулась в Петербург, в 1824 году переехала в Москву. Ее дом на Тверской скоро сделался центром для литераторов, и вообще для любителей всякого рода искусств — музыки, пения, живописи. Этот блестящий дом посещали Пушкин, Вяземский, Баратынский, Дельвиг. Красота, ум и образование княгини, ее чудный контральтовый голос и особый, присущий ей дар привлекать к себе сердца собирали на ее музыкально-литературные вечера и театральные представления профессоров, художников, музыкантов и всю московскую знать. Именно здесь, на вечерах Зинаиды Волконской, прозвучала идея «проекта эстетического музея», которая позже практически осуществилась в создании Музея изобразительных искусств в Москве. Первой вдохновительницей этого проекта была Зинаида Александровна Волконская. Отсюда, из ее салона, уезжала в Сибирь Мария Николаевна, и Пушкин читал ей «Во глубине сибирских руд...». В конце 1820-х годов княгиня Волконская оставила роди-ну, перешла в католичество и навсегда поселилась в Риме, на своей вилле, близ площади Иоанна Латеранского. Римская вилла княгини З.А. Волконской долго привлекала к себе художников, музыкантов и писателей как русских, так и иностранных. Неординарной, талантливой личностью был Михаил Николаевич Волконский (1860—1917). Потомок знаменитой фамилии жил в давно обедневшей семье. В 1822 году закончил училище правоведения и в течение последующих девяти лет исправно исполнял обязанности помощника делопроизводителя в канцелярии Главного управления государственного коннозаводства, а затем чиновника особых поручений при Министерстве народного просвещения. Уже тридцатилетним он оставил службу, которая более или менее кормила его и семью, и решил попытать свои силы на литературном поприще с верой в свой талант и убежденностью в том, что именно словом он лучше всего послужит людям. Очень скоро Волконский убедился, что путь свой выбрал верно. В 1891 году один за другим вышли два романа, положившие начало его громкой славе как первого исторического беллетриста. Его и стали называть «истинным русским Дюма». Это были произведения еще редкого в русской литературе историко-приключенческого жанра — «Мальтийская цепь» и «Князь Никита Федорович». Их напечатал самый популярный журнал того времени «Нива», только что переживший взлет небывалого читательского интереса благодаря увлекательным романам Вс. С. Соловьева. И вот новый бум, на этот раз благодаря романам Волконского. Еще в детстве и юности Михаил Николаевич увлекся рассказами и книгами своего двоюродного дяди по материнской линии — выдающегося русского историка и романиста, блестящего знатока XVIII столетия в России — Евгения Петровича Карновича. (К сожалению, сегодня это имя в числе незаслуженно забытых.) Произведения Карновича покоряли читателей скрупулезной документированностью, достоверностью и вместе с тем художественной образностью переданных исторических фактов. Серьезный интерес Волконского к книгам своего Дяди никогда не оставлял его, он и погрузил его в XVIII,век, полный небывалых тайн, загадок и интриг, разбудил его писательскую фантазию. Ему удалось с большой художественной убедительностью передать характерный для XVIII века ореол таинственности. Загадочность, сложное переплетенние событий, в которые попадают герои произведений, захватывают читателя с самых первых страниц. Подлинные исторические фигуры и достоверные события передаются с вполне допустимым творческим вымыслом автора. Журнал «Вокруг света», представляя в 1903 году книги Волконского своим читателям, очень точно отметил, что это «романы действия, где события часто сходятся с вымыслом и запутанная завязка, полная таинственности, отвлекает нас от действительности». Интерес к книгам Волконского «подогревал» и сам любимый им XVIII век, к которому и сегодня не иссякает повышенный читательский интерес. Михаил Николаевич был не тот человек, что сидит в тиши кабинета. Смолоду он был завзятым театралом, активным членом литературно-артистического кружка при знаменитом Александрийском театре. В 1887 году Волконский написал небольшую пьесу-этюд «Перламутровый веер с кружевами». Пьеса была поставлена и имела успех. С тех пор театр оставался жить в его сердце, он был отдохновением, наслаждением после работы над очередным романом. Волконский жил шумно и блистательно, выходил на поклоны в театре под гром зрительских оваций. Его пьесы, чаще комедийные, пародийные, необыкновенно веселые, эпатажные, принесли театральную славу Волконскому, на какое-то время заслонили его немалую известность исторического писателя. В 1908 году, когда в столичном пародийном частном театре А. Р. Кугеля «Кривое зеркало» была поставлена его опера-фарс «Вампука, принцесса Африканская», Волконский выступил в ней против кривляния и гримасничания на сцене, того жеманства, что пышным цветом расцветало даже на образцовых сценах и более всего в опере. Волконский говорил: «Надо написать такой гротеск, чтобы раз и навсегда было убито это манежничанье». Спектакль имел ошеломляющий успех. С подмостков «Кривого зеркала» он перешагнул на сцены других театров и с постоянным аншлагом ставился вплоть до конца двадцатых годов. Счастливый удел долгой сценической жизни выпал на долю и другой пьесы Волконского — «Гастроль Рычалова». Эта пьеса остроумно и едко высмеивала халтуру столичных гастролеров в провинции. Музыкальная, изобилующая рядом выигрышных сценических положений, она могла бы быть актуальной и сегодня. Главным делом своей жизни князь Михаил Николаевич Волконский считал исторические романы, в них он вкладывал свой талант, не жалел сил.


Поиск фамилии, ее истории и значения:

Комментарии 0
Аватар