23 апреля в 18:09
 307

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек

Детская практическая психология, Воспитание мальчиков и девочек, воспитание мальчиков, воспитание спартанских мальчиков, воспитание ребенка мальчика, девочка воспитание, воспитанный мальчик, мальчик девочка, сын воспитание, ребенок воспитание

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек. Правда ли, что к воспитанию мальчиков и девочек требуется разный подход? Комментируют психологи Людмила Петрановская, Софья Нартова-Бочавер и Елена Трушина.

Детская практическая психология. Одинаковые или разные?

Софья Нартова-Бочавер, профессор, доктор психологических наук: «В психологии известно такое явление, как асинхронность развития: различные психические функции созревают у детей разного пола в разное время. Например, девочки начинают говорить раньше и более полными фразами. Исследования показывают, что мальчики созревают позже и в начальной школе примерно на год отстают от девочек по своему психологическому возрасту. Эта разница проявляется, прежде всего, в созревании механизмов саморегуляции, самоконтроля, в интеллекте. Успеваемость в начальной школе обычно выше у девочек. Но дальше, в средней и старшей школе, мальчики начинают догонять и даже перегонять девочек. Возможна это связано не только с созреванием, но и с тем, что в начальной школе к большей степени требуется прилежность, больше дается заданий по образцу, с которыми легче справляются девочки, в старшей же школе увеличивается количество задач, где требуется нестандартное мышление. Конечно, нельзя сказать, кто умнее, а кто глупее. Например, по тестам на скорость мышления мальчики показывают более высокие баллы. Но скорость мышления - это далеко не все способности, а большинство тестов сконструированы мужчинами, в соответствии с их типом мышления.

  • Эмоциональная сторона речи лучше осваивается девочками, а логическая -мальчиками.
  • Девочки (как и женщины) лучше адаптируются в стабильной среде, более исполнительны, мальчики же лучше приспосабливаются к изменениям.
  • Девочки более послушны, склонны подчиняться общему мнению, мальчики хуже подстраиваются под среду, под учителя, больше склонны к бунту, отсюда чаще и замечания.
  • Девочки легче принимают «формальные» требования, осваивают рутинную, стереотипную деятельность.
  • Девочки более инертны - они дольше -разбегаются, входят в деятельность, дольше не теряют внимания.
  • Типичные психологические проблемы у девочек в начальной школе связаны с эмоциями (страхами, застенчивостью). Часто они остаются незамеченными, поскольку меньше -мешают взрослым. Для мальчиков типичны поведенческие нарушения, которые трудно не заметить, и это мешает адаптации в школе.

Детская практическая психология. Равные условия.

Детская практическая психология, Воспитание мальчиков и девочек, воспитание мальчиков, воспитание спартанских мальчиков, воспитание ребенка мальчика, девочка воспитание, воспитанный мальчик, мальчик девочка, сын воспитание, ребенок воспитание

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

На словах многие родители уверены, что сыну и дочке дают одинаковый старт и равные условия для развития. Исследования же показывают: среди детей дошкольного возраста с мальчикам и , например, понятие числа обсуждаются в 2 раза чаще, и компьютером дома пользуются чаще мальчики, а не девочки. Но именно ранний опыт может повлиять на последующий интерес к точным наукам и успешность в них - три четверти девочек сегодня и правда любят математику.

  • Игра в шахматы развивает навыки памяти, концентрации, логики и решения задач. Однако шахматы более популярны среди дошкольников-мальчиков, чем девочек.
  • Компьютеры: видеоигры (которыми чаще увлекаются мальчики) действительно могут помочь и девочкам: это один из способов развития координации рук и глаз, решения визуально-пространственных задач.
  • Спорт: занятия спортом помогают развивать навыки, необходимые для успехов в обычной жизни - способность концентрироваться, работать в команде, умение справляться с неудачами.

Детская практическая психология. Как помочь ребенку?

  • Поощряйте пробовать новые занятия, даже если там не будет друзей (или дочь/сын будет единственной девочкой/парнем в группе). Договоритесь, что ребенок попробует хорошо провести время.
  • Следите за игрушками. Есть научные или строительные наборы, специально предназначенные для девочек (например, в розовой упаковке), но точно ли они нужны?

Детская практическая психология. Игрушки. Чему важно научить девочку и мальчика?

Детская практическая психология, Воспитание мальчиков и девочек, воспитание мальчиков, воспитание спартанских мальчиков, воспитание ребенка мальчика, девочка воспитание, воспитанный мальчик, мальчик девочка, сын воспитание, ребенок воспитание

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Сколько бы психологи ни говорили, что главное - воспитывать не мальчика или девочку, а личность (и желательно счастливую), родители все равно хотят советов: чему все же учить дочку и сына? Конкретика ниже.

  • Дети смотрят и запоминаю как вы ведете себя. Насколько вы добры и терпеливы, например, как справляетесь с ежедневным стрессом (и какие слова используете за рулем), как вы взаимодействуете с другими людьми.
  • Объясняйте дочке/ сыну , каких ценностей в жизни вы придерживаетесь и почему выбрали именно их Например, «у нас в семье принято заботиться друг о друге мы - команда, это в целом повышает качество нашей общей жизни. Или что большинство ситуаций можно решить с помощью компромисса, а честность лучше в долгосрочной перспективе.
  • Обращайте внимание девочки/ мальчика на женщин/ на мужчин, достойных подражания. Их много: писатели, спортсмены, артисты, общественные деятели- и они меняют мир к лучшему.
  • Лучшие выбирать игрушки, которые поощряют эксперименты.
  • Разговаривайте дома о математических и научных концепциях, помогайте детям использовать математику в повседневной жизни - отмерять нужное количество продуктов, подсчитать скидку при покупке.

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек. Девочки другие?

Детская практическая психология, Воспитание мальчиков и девочек, воспитание мальчиков, воспитание спартанских мальчиков, воспитание ребенка мальчика, девочка воспитание, воспитанный мальчик, мальчик девочка, сын воспитание, ребенок воспитание

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Важно, как эти и другие особенности преломляются через воспитание, через наше, взрослое, отношение к детям. Например, есть данные, которые показывают, что у мальчиков начальный уровень способностей в целом выше, но обучаемость ниже. Однако ведь может быть и такое - мы просто не умеем обучать мальчиков! Тем более, что совсем уж не секрет, что учат и воспитывают в подавляющем большинстве женщины. Очень часто воспитательницы, учительницы и мамы транслируют мальчишкам определенную установку- «главная ценность - послушание». Однако от подросшего мужчины уже ждут совсем другого! Но откуда же возьмутся целеустремленность, сила, инициативность, если все это подавляют?

Важно понимать, где действуют наши стереотипы, чаще вредящие, чем помогающие детскому развитию, и преодолевать их. Важно помнить, что абсолютно всем нужны любовь, ласка, объятия, поддержка. С другой стороны, выстраивая взаимодействие с ребенком определенного пола, нужно и можно ориентироваться на гендерные (половые) особенности. Пол -это основа индивидуальности, с ним связано многое в человеческой личности - поведение, общение, способности.

Ждем ли мы от детей разного пола одного и того же или все-таки считаем сами и транслируем детям, что мальчики должны чувствовать и действовать так, а девочки - иначе?

В итоге их страхи, фантазии, эмоции, реализация в жизни - все это последствия наших стереотипов или собственный выбор детей?

Уверенность девочки в себе будет основана на ее первых отношениях с мужчиной - с ее отцом. Пусть папа будет внимательным и принимающим!

Елена Трушина, клинический психолог: У ученых до сих пор нет способа отличить женский мозг от мужского без анализа на генетическом уровне, так что можно говорить только о некоторых усредненных закономерностях. Например, были выявлены отличия в способах общения с близкими, которые заметны уже в возрасте 6 месяцев: мальчики в среднем более ярко выражают эмоции, более активны, девочки больше склонны к наблюдению, успешнее справляются с эмоциям.

Однако, несмотря на то, что некоторые генетически обусловленные различия существуют, развитие ребенка в гораздо большей степени зависит от трех наиболее важных параметров:

  • индивидуальных особенностей;
  • семейного воспитания;
  • стереотипов и ожиданий, принятых в обществе по отношению к детям.

Практически невозможно предсказать способности конкретного ребенка на основе данных только о его поле. Одно несомненно - и мальчикам, и девочкам нужно развивающее обучение. Его общий принцип - одновременно бережно и аккуратно развивать «отстающие» способности ребенка и опираться на наиболее сильные, развитые способности».

И, пожалуй, главное - невозможно вписать мальчика в рамку «рыцаря», а девочку- в «принцессы». Только понимание и принятие значимыми взрослыми разных граней психики ребенка, его индивидуальных, половых, возрастных проявлений помогут подрастающему человеку раскрыться и понять, кто он.

Воспитание мальчиков и девочек. Чему их нужно научить.

Детская практическая психология, Воспитание мальчиков и девочек, воспитание мальчиков, воспитание спартанских мальчиков, воспитание ребенка мальчика, девочка воспитание, воспитанный мальчик, мальчик девочка, сын воспитание, ребенок воспитание

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.
  1. Поощряйте настойчивость. Научите ребенка выражать себя и потребности, отстаивать свою точку зрения перед сверстниками и взрослыми, а при необходимости сказать: "Мне не нравится, как вы разговариваете со мной".
  2. Хвалите. Вы можете говорить ребенку, что она / он умная (умный), но эффективнее использовать конкретные примеры: -У тебя действительно хорошая память. И обязательно отмечайте прогресс!
  3. Помогите ребенку найти свои сильные стороны. Отмечайте, что не все дается легко, и это нормально, но в некоторых областях она /он чувствует себя увереннее.
  4. Поощряйте самостоятельность. Не спешите на помощь, если вам кажется, что ребенок где-то «забуксовал», пусть попробует сам, дождитесь просьбы.
  5. Говорите о здоровом образе тела. Когда вы делаете комплименты внешности ребенка, постарайтесь говорить не только о красоте или нарядах, а о связанных с этим действиях: - Сегодня на на треннировке ты двигалась/ двигался классно- или. "Когда ты выступала/ выступал, твои глаза так сияли!»

КАК РАСТИТЬ ДЕТЕЙ СЕГОДНЯ?

Детская практическая психология, Воспитание мальчиков и девочек, воспитание мальчиков, воспитание спартанских мальчиков, воспитание ребенка мальчика, девочка воспитание, воспитанный мальчик, мальчик девочка, сын воспитание, ребенок воспитание

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Сохранится ли гендерно-различное воспитание? Прогноз сегодня такой, что мужские профессии исчезают, риск замены роботами в разы выше в течение ближайших 10-15 лет, чем традиционно женских - няни, соцработника, воспитательницы. Так что вполне возможна такая ситуация, что мужчине нужно будет оставаться дома с детьми, работы у него не будет, а женщина будет продолжать работать. Одно дело - когда это происходит по семейным и личным обстоятельствам, другое - когда по массовым экономическим. Значит ли это, что девочек сегодня нужно воспитывать иначе? В первую очередь из гендерного воспитания нужно убрать любые ограничения в правах. Вот два основных: женщинам запрещено быть сильными и агрессивными, мужчинам - слабыми и уязвимыми, мальчики не плачут, девочки не дерутся. Женщина имеет право быть сильной. Это не обязательно агрессия: это сказать «нет, я не хочу» или «я хочу», вызваться что-то сделать.

Мужчина может быть уязвим, и проявлять чувства, и плакать. Если мы хотя бы с этим, главным, немного разберемся, все точно станут счастливее. Уже сейчас разнообразие между людьми в целом выше, чем разнообразие между среднестатистическими женщиной и мужчиной, в способностях, ценностях, установках. Этого будет все больше. Такая мощная характеристика, как пол, будет все менее значимой в общей идентичности личности - хотя никуда не денется, конечно.

Стоит больше помогать ребёнку осознавать себя уникальной личностью. Слушать, когда говорит. Не давать ограничивающих установок - не лезь на дерево, ты девочка. Принимать самые разные проявления. Не отрицать, конечно, пол и гендер - это важная часть личности, но она снижается.

Девушка может желать, чтобы ее взяли замуж, содержали, обеспечивали, при этом она, конечно, не собирается слушаться никакого мужа. Естественно, все испытывают разочарование.

Мужчина желает, чтобы женщина была мягкой, доброй, уступчивой, но при этом, конечно, вовсе не собирается полностью взять на себя ответственность за ее обеспечение и безопасность. Не может он тянуть все на себе, а если в какой-то период тянет, считает себя довольно несчастным. Естественно, в ситуации, когда обе стороны предъявляют друг другу прямо противоречащие, противоположные требования, все недовольны друг другом, испытывают разочарования, предъявляют претензии - и получается не слишком счастливая жизнь. Мне кажется, это какая-то переходная история, когда все пытаются немного сжульничать в этой ситуации, получить плюсы, не имея соответствующих издержек. Но реальность такова, что это невозможно, и постепенно все в этом убеждаются, понимают, что или мы договариваемся и знаем, что любые возможности и привилегии подразумевают ответственность двоих, либо мы не вступаем в постоянные отношения. Потому что это иллюзии, и они разбиваются об реальность. Так что постепенно люди научаются жить в реальности.

В паре может возникать очень много таких противоречивых установок. Это ожидания (полученные в том числе и из СМИ), что женщина должна: с одной стороны: быть милой, доброй, ласковой; с другой - быть лидером, профессионалом; с третьей - сексуальной, ухаживать за собой, выглядеть хорошо; с четвертой - проводить время с ребенком, отвечать на его потребности.

Так что мы должны двигаться в сторону реальности, понимания, что ничего нельзя получить бесплатно, что у любой медали есть две стороны. Да, маме сложно справляться с противоречивыми требованиями, но дочка видит, что мама с этим что-то делает. Например, расставляет приоритеты, про какие-то требования говорит «эта сторона меня не интересует». Или рвет жилы, чтобы все везде успеть. Или решает, что, раз я везде не успела, я неудачница и жизнь не удалась. И мама должна понимать, что этим она дает дочке пример, как с этим всем обходиться. Но мы все в этом живем - в мире противоречивых требований, которым всем соответствовать невозможно, и нужно как-то с этим обходиться.

Какое-то время назад в патриархальном обществе это было настолько важной характеристикой человека - важнее, чем все остальное. Сегодня мы одновременно пытаемся сидеть на двух стульях. Есть условно патриархальная культура: сильная гендерная разница, мужчина отвечает за благосостояние семьи и при этом имеет сильную авторитарную власть. Женщина должна слушаться, но она гарантированно не должна выживать в мире сама: и экономически, и с точки зрения безопасности она получает защиту от внешних угроз. Но при этом она не защищена от семейного насилия, потому что авторитарная власть - у мужчины. А есть модели большего гендерного равенства, когда пара более-менее равна, оба зарабатывают, каждый отвечает за себя.

И та и другая модели существуют. У нас оба пола пытаются совместить для себя плюсы обеих моделей, не избавляясь от связанных с этим ответственности и издержек.

Мужчина тоже должен: быть успешным, быть мачо, жестким. Но, когда девушка сталкивается с этими проявлениями, она не всегда понимает обратную сторону этого «мачо», что он никого не слышит, никого не слушает, а если что - и в морду даст. А «не мачо» не понравился - был недостаточно крутой. Всему есть своя цена. Если в отношениях допустимо «почему ты не такой, как мне нужно» - значит, там есть насилие. А где есть насилие - будет и эскалация этого насилия. Поэтому сегодня она рассказывает, как она похудела, чтобы нравиться мужу, а завтра она синяк замазывает.


«Женский и мужской мозг», как он устроен?

Женский и мужской мозгДетская практическая психология, Воспитание мальчиков и девочек, воспитание мальчиков, Женский и мужской мозг, воспитание ребенка мальчика, девочка воспитание, воспитанный мальчик, мальчик девочка, сын воспитание, ребенок воспитание,Женский

Женский и мужской мозг.

НЕЙРОБИОЛОГИ, сопоставляя строение мозга мужчины и мозга женщины, неизменно приходят к одним и тем же выводам. Во-первых, отличия есть. Во-вторых, это ничего не значит. В среднем мозг мужчины крупнее женского. В среднем у мужчин лучше выражены связи внутри полушарий, а у женщин - между полушариями. Есть десятки отделов мозга, в которых серого вещества в среднем больше у мужчин (например, в гиппокампе) и десятки отделов, в которых серого вещества в среднем больше у женщин (например, в нижней лобной извилине). Означает ли это, что мужчины лучше контролируют эмоции? Или что у женщин более развито вербальное мышление? Или мужчины лучше координируют движения? Или женщины лучше обрабатывают зрительную информацию? Даже если закономерности удается обнаружить, от них по-прежнему нет низкой пользы для принятия решений о том, как в этой связи лично вам следует взаимодействовать с вашим мужем.

Можем ли мы обосновать и подтвердить наши гендерные стереотипы, опираясь на научные данные? Звучит соблазнительно, но...

Женский и мужской мозг. Авторы каждого исследования оговариваются: результаты получены при усреднении тысяч испытуемых. Если же посмотреть на конкретного гражданина или гражданку, то абсолютно во всех случаях оказывается, что какие-то анатомические особенности мозга этого человека «типично мужские», какие-то - «типично женские», а большинство признаков описывается туманным «ни то, ни сё». Патологоанатом не может при осмотре мозга с уверенностью сказать, мужской он или женский. Исследования подтверждают: разнообразие очень велико и индивидуальные особенности выражены сильнее, чем универсальные отличия между полами.

Но главное - мозг меняется в течение жизни под влиянием индивидуального опыта. Отличается не только мозг мужчин и женщин. Мозг людей, знающих иностранный язык,отличается от мозга моноязычных. Мозг музыкантов отличается от мозга тех, кто не умеет играть. Плотность серого вещества увеличивается в тех отделах, которым вы даете нагрузку. Вполне вероятно, что многие отличия между мозгом женщин и мужчин объясняются не биологией, а социальными факторами - просто потому, что, когда вы играете в «Лего»,у вас развиваются одни отделы мозга, а когда играете в Барби - другие. У мужчин может быть лучше пространственное мышление в среднем, но у женщин-инженеров оно лучше, чем у случайного прохожего, даже если у него борода.

В том, что касается возможностей мозга, пол не дает серьезных преимуществ и не накладывает серьезных ограничений. Гораздо важнее, чем вы занимаетесь и чему учитесь в вашей собственной жизни.

Комментарии:
Александра Дмитриева13 февраля в 15:15

Очень хорошая статья о детской практической психологии. Воспитание мальчиков и девочек очень важный вопрос. Я даже как-то смотрела передачу о том, что не просто важна подача материала мальчикам и девочкам в школе, но также и температура в классе. Для мальчиков нужен прохладный воздух, чтобы схватывать информацию быстрее, а девочкам нужно тепло. Собственно поэтому в Европе есть раздельные школы для мальчиков и девочек.

Ответить
Ирина Иванова13 февраля в 17:08

Очень хорошая статья о детской практической психологии. Воспитание мальчиков и девочек очень важный вопрос. Я даже как-то смотрела передачу о том, что не просто важна подача материала мальчикам и девочкам в школе, но также и температура в классе. Для мальчиков нужен прохладный воздух, чтобы схватывать информацию быстрее, а девочкам нужно тепло. Собственно поэтому в Европе есть раздельные школы для мальчиков и девочек.

Согласна, статья хорошая. Воспитание мальчиков и девочек, понятное дело, отличается. Но с раздельными классами, думаю, это перебор. Мы должны общаться с противоположным полом))

Ответить
Добавить комментарий: