Состоялась первая гонка «Формулы-1»

13 мая 1950 года в английском Сильверстоуне состоялась первая гонка «Формулы-1».

«Формула-1» — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.

Чемпионат мира «Формулы-1» проводится каждый год и состоит из отдельных этапов (имеющих статус Гран-при). В конце года выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.

Команды, участвующие в гонках «Формулы-1», используют на Гран-при болиды (гоночные автомобили) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2009 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology (болиды Торо Россо создавались на базе Минарди и имели существенные отличия от основной конюшни, а какое-то время продолжали выступать с устаревшими двигателями V10, с изменённым рестриктором воздухозаборника), так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH[1].

Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.

Болиды участников чемпионата должны соответствовать техническому регламенту «Формулы-1» и пройти тест на ударопрочность. Регламент и вся гоночная серия находится под управлением Международной автомобильной федерации FIA.

«Формулы-1» история

История «Формулы-1»

Надо отметить, что и до появления «Формулы-1» автомобильные гонки были популярны в Европе. Сначала до Второй мировой войны, потом после нее проводилось огромное количество различных Гран-при и даже чемпионат Европы. Годом появления гонок считается 1950-й. Само же решение о проведении личного чемпионата мира в классе «Формулы-1» было принято на конгрессе FIA в 1949 году по инициативе национального автоклуба Италии. Регламент новых соревнований позволял практически все, за исключением ограничения на объем двигателя. Разрешено было использовать моторы объемом 1,5 литра с турбо-наддувом или 4,5 литра без турбины. Для того чтобы чемпионат считался мировым, в него, помимо шести европейских Гран- при, включили еще и гонку «Инди-500», которая проводилась в США. Правда, туда никто из европейских гонщиков не добирался, так что долгое время гонка в Индиане была чистой формальностью. Главное, что «Формула-1» получила право называться чемпионатом мира.

Отличительной чертой гоночных автомобилей «Формулы-1» стала конструкция с открытыми колесами. Хотя в свое время Mercedes, воспользовавшись много позволяющим регламентом, сделал машины с колесами, закрытыми обтекателями, уже в далеких 1950-х озаботившись аэродинамикой. А болидами гоночные автомобили прозвали позже, по одной из версий, с легкой руки журналиста, назвавшего гоночные машины низколетящими болидами. Сравнение с космическим телом было вполне уместно.

Первым официальным чемпионом в истории «Формулы-1» в 1950 году стал Нино Фарина, выступавший за итальянскую команду Alfa Romeo. А потом пришел Фанхио, почти полвека непобедимый пятикратный чемпион мира. Пять раз с четырьмя разными командами — Mercedes, Alfa Romeo, Maserati и Ferrari — Хуан-Мануэль Фанхио добивался наивысшего результата. Фанаты «Формулы» до сих пор боготворят своего кумира и считают его величайшим гонщиком всех времен и народов.

Первой гонкой «Формулы-1» стал Гран-при Великобритании, который прошел на трассе в Сильверстоуне. За гонкой наблюдали король Георг VI, королева Елизавета, принцесса Маргарет и более 120 тысяч зрителей. Гонка проходила на аэродроме в графстве Нортгемптоншир. Ограждение состояло из соломенных тюков и металлических бочек, заполненных бетоном. С присутствием королевских особ на первой гонке новой серии и связано закрепившееся название — Королевские гонки. Кроме того, организатором этого Гран-при выступал старейший британский гоночный клуб The Royal Automobile Club. Конечно, журналисты после первой гонки не скупились на эпитет «королевский», всячески склоняя его при описании событий.

Еще одна интересная особенность «Формулы-1» — это именование команд конюшнями. Одна из версий гласит, что это название пришло из конного спорта, который до сих пор весьма популярен в Великобритании. К тому же во время первой гонки боксы команд располагались в старых конюшнях. Из мира скачек в словарь «Формулы-1» пришли и такие термины, как «стюард» (человек, который выносит решение по всем конфликтным или спорным вопросам в гонках) и «поулпозиция»(первое место на старте гонки).

Эпохой становления гонок «Формулы-1» были 1950-е годы. Отказаться от гонки по соображениям безопасности считалось редчайшей трусостью. Гонщики гибли едва ли не в каждом соревновании, но это никого не останавливало и ничуть не меняло правила игры. Матерчатый шлем, очки, перчатки и никаких ремней безопасности. Даже с их внедрением позже комиссары не особенно обращали внимание на то, пристегнут пилот или нет. Гонщики 1950—60-х были с бензином в крови и полным отсутствием инстинкта самосохранения. И за это их обожала толпа.

В 1960-х годах в Королевские гонки пришла реклама. До этого гоночные конюшни сотрудничали главным образом с производителями шин и автомобильного топлива. Но именно в 1960-х на гоночных машинах впервые появились рекламные наклейки спонсоров. В автоспорт потекли деньги. И едва ли не впервые FIA озаботилась безопасностью, мотивировав именно этим уменьшение рабочего объема двигателей машин с 2,5 литра до 1,5 литра.

Невиданным техническим подъемом в «Формуле-1» ознаменовались 1970-е годы. Какие только удивительные изобретения не предлагались инженерами команд. Например, огромный вентилятор, высасывающий воздух из-под днища машины для создания прижимной силы. Или шестиколесный болид Tyrrell. В эти же годы начали все громче звучать требования отдельных гонщиков о повышении безопасности. На таких пилотов смотрели с недоумением и упреками. Как бы там ни было, они добились своего. На трассе появились барьеры из колес, комиссары с огнетушителями и даже врач.

Затем пришла «эра турбонаддува». В 1980-е регламент разрешал использовать либо трехлитровые атмосферные моторы, либо полуторалитровые турбированные. Первой ставку на «турбо» сделала команда Renault. И хотя их двигатели поначалу не отличались надежностью, в конце концов автомобили «поехали». Да так, что остальные тут же включились в разработку своих турбо-моторов. Мощности выросли неимоверно. В гонке турбомоторы развивали больше 1000 л. с., а для квалификации могли выдать и до 1500 л. с. Естественно, что их ресурса хватало всего на несколько часов.

В 1990-х годах взошла звезда Михаэля Шумахера. Рекорд спортсмена — семь чемпионских титулов — до сих пор не побит. Автомобили в это время превратились в напичканные электроникой девайсы, и побеждал тот, у которого все эти устройства работали лучше. Периодом тотальной борьбы за безопасность и жесткого контроля за техническими нововведениями стали 2000-е годы. Если хоть что-то смущало руководство, то это сразу же запрещалось.

Сегодня «Формула-1» по-прежнему остается самым популярным видом автоспорта. Трансляции с гонок смотрят сотни миллионов людей по всему миру, а трибуны трасс, на которых проходит гонка, никогда не бывают пустыми.

Как бы ни ругали истинные фанаты и адепты старой школы современные правила, «Формула-1» все равно будет на вершине технического прогресса, и каждый пилот будет мечтать попасть за руль болида.


💬 Комментарии: 0
Если у вас есть, что добавить, не стесняйтесь 🤗
Аватар